История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Суда Древней Греции

Не исключено, что древние греки, первыми научившиеся обтягивать свои лодки звериной кожей, придумали и парус — самый важный, после весла, инструмент управления кораблем. Опровергнув известную нам трактовку мифа о Дедале и Икаре, древнегреческий историк Павзаний утверждал, что Дедалу удалось спастись бегством с острова Крит лишь благодаря парусу, который он установил на своем судне.

Впрочем, даже не зная, какая же из двух версий мифа была истинной, мы вправе утверждать: парус был известен в Греции еще в глубокой древности. И тем не менее греческие суда еще долгое время оставались гребными: их основным «движителем» оставалась мускульная сила сидевших на веслах рабов, а парус поднимался лишь при попутном ветре.

Опираясь на собственные достижения в технике, греки позаимствовали все лучшее из конструкции эгейских и финикийских судов. Древнегреческий флот строился в основном для войны на море, а потому именно у греков впервые четко обозначились различия между торговыми и военными судами — выносливыми и маневренными.

Корпус судна имел киль, форштевень и ахтерштевень. Была усилена обшивка, которую начали выполнять с парными швами. Обшивка имела переменную толщину: наиболее толстые ее пояса шли у киля, по скулам и на уровне палубы. Пояса крепились к корпусу деревянными штырями или гвоздями из бронзы.

Для защиты от морских волн устанавливали холщовый фальшборт. Корпус судна краси-ли и натирали жиром, а ниже ватерлинии его смолили или обшивали свинцовыми листами.

 

Греческая утирема

При строительстве морских судов греки не ограничивали себя одним древесным материалом: киль судна, как правило, был дубовым; шпангоуты выполнялись из акации, рангоут — из сосны, а обшивка — из бука. Развивалось и парусное вооружение: прямоугольные паруса зачастую заменяли трапециевидными.

 

Древнегреческая бирема, VI. дo нэ. Рисунок на античной вазе

Фальшборт — продолжение борта выше верхней палубы. Предохраняет от падения за борт.

Ватерлиния —линия на корпусе, отмечающая уровень погружения судна в воду.

Рангоут — комплект приспособлений для постановки и несения парусов. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушп-риты,утлегари, лисель-спирты, выстрела.

Шпангоуты — части набора корпуса, которые обеспечивают прочность судна. На шпангоуты крепится обшивка.

Первые военные гребные суда греков с единственной мачтой несли съемный, все еще четырехугольный парус. На носу корабля под водой и (или) над водой был таран — настоящая «тяжелая артиллерия» времен античности. Верхний таран мог иметь различную форму, от устрашающей головы мифического чудовища до элегантного крюка, выгнутого в виде лебединой шеи. Подводный таран представлял собой обычный заостренный брус, как правило, медный, а иногда — железный или окованный медью деревянный. Именно он в большинстве случаев и решал исход морского сражения.

Бирема

Первые корабли-воины были сравнительно легкими судами и имели длину всего 30—35м. Средняя часть корпуса была низкой, гребные весла поддерживались выступающими балками, рулями же служили два больших весла на корме. В зависимости от количества рядов весел поначалу строили однорядные униремы и двухъярусные биремы. Обычная легкая унирема длиной 12—15м имела по 25 гребных весел с каждой стороны. По свидетельству Гомера, именно из унирем состоял греческий флот при осаде Трои. Роль металлического тарана на этих судах выполняло гигантское копье приблизительно 10-метровой длины.

 

Нос греческой биремы 300г. до н. э.

Неумолимое время значительно изменило облик военных судов Древней Греции. Основными судами большинства средиземноморских флотов стали триремы (греки называли их триерами). Три яруса весел дали им это название. В бортах судна, чуть выше уровня воды, прорезались отверстия для нижнего ряда весел, а на верхней палубе обычно была установлена узкая платформа, по краю которой устраивались места для третьего ряда гребцов. Общее количество весел на таком судне достигало 170. Становился все более внушительным и экипаж корабля — порядка 200 человек. Кроме воинов и гребцов-рабов, прикованных цепями к своим банкам-сиденьям, «в штат» брали матросов, специально для управления парусом.

Некоторые триремы несли не одну, как раньше, а несколько мачт. Длина корпуса судна достигала 40м, ширина — 6м. Трирема имела сплошную боевую палубу, под которой находился трюм; в корме судна помещалась небольшая рубка для командира.

Киль в носовой части корабля переходил в подводный таран длиной до 3метров с железным наконечником, служившим для разрушения борта судна противника. Над тараном параллельно килю иногда устанавливалась металлическая балка для ломки весел врага. Родиной первой триеры историки считают Коринф. Кстати, там же были созданы и первые бронированные греческие военные корабли — катафракты.

 

Древнегреческая трирема

Абордаж — тактический прием ведения морского боя времен парусного и гребного флота. Корабли сходились борт о борт, затем сцеплялись, и начинался рукопашный бой.

Лучшим свидетельством силы и преимуществ греческого флота стал исход битвы при Саламине (480г. до н. э.). Несмотря на сильный численный перевес персов (1200 против 380 греческих кораблей), победу одержали войска Фемистокла. Быстрые триремы греков разбивали строй вражеской эскадры, нападая с флангов, ломали тараном весла персидских судов и после ловкого обходного маневра наносили сопернику решающий удар в корму, вслед за чем неприятель брался на абордаж.

Особое распространение в древнегреческом флоте получили «дельфины» — разновидность тарана, а также корвусы и гарпаги (абордажные крючья). Хотя «дельфин» был известен еще в VI—V вв. до н. э., истинное признание пришло к нему в Липарской битве (260г. до н. э.). Представлял он собой тяжелыйгруз в форме тела дельфина, подвешиваемый с помощью троса на специальной балке, которая выступала перпендикулярно борту судна.

При сближении с неприятельским судном «дельфин» падал на его палубу или днище и пробивал их. Абордажный мостик корвус, закрепленный на шарнирах, устанавливался на носу корабля. Корвус был снабжен двойным тросом и острой металлической шпорой в виде вороньего клюва на конце. Когда трос опускали и корвус под действием своего веса падал, шпора впивалась в палубу неприятельского корабля и по абордажному мостику атакующие устремлялись вперед, чтобы вступить в рукопашный бой.

Загрузка...

На пороге новой эры греки постепенно переходят к созданию больших судов. Свой след в истории оставил военный корабль, построенный греками в Сиракузах. Хотя это судно по габаритам было немногим крупнее триремы, оно имело пять рядов с 30 веслами с каждого борта. Одно тяжелое весло «обслуживали» пять гребцов — всего на судне их было 300. Чтобы быстро управляться с парусом, состав экипажа увеличили на 25—30 матросов. Помимо этого вместительная пентера позволяла взять на борт еще 120 вооруженных воинов. Настоящей плавающей крепостью можно назвать тесараконтеру древнего прародителя линейных кораблей. Водоизмещение тесараконтер достигало 3000 тонн. Верхняя палуба судна защищала гребцов от стрел противника, а собственные лучники скрывались в нескольких боевых башнях.

 

Корабельная праща

Еще в IV в. до н. э. греческие полководцы, не ограничиваясь луками и примитивной пращей, начинают вооружать свои суда первыми метательными машинами, применявшимися вплоть до изобретения пороха. Основные типы таких машин — это катапульты и баллисты. Баллиста, или эутютона, использовалась для метания стрел длиной 4—5м, которые имели железный наконечник или же пропитывались зажигательной смесью из серы, битума и смолы. Крупные камни и металлические снаряды, выброшенные катапультой, легко преодолевали расстояние до 200 метров. Метательные машины закатывались в башни или помещались за специальными защитными стенками.

 

Катапульта

Суда с числом весельных рядов до десяти строил Александр Македонский. Наделенные богатым воображением историки античности повествуют о существовании икосер — судов с двадцатью рядами весел, а легендарному Птолемею Филофатору приписывается строительство сорокаярусного корабля-гиганта. Вряд ли стоит всерьез относиться к столь буйным фантазиям — весьма сложно даже отдаленно представить их техническую реализацию. Кроме того, до нас не дошло ни одного изображения подобных судов, тогда как древние барельефы и амфоры просто пестрят рисунками трирем и более мелких греческих кораблей.

Торговые суда греков (лембы, келеты и керкуры) совершенствовались быстрее, чем военные. При длине 20—25м они имели грузоподъемность 800—1000 тонн. На торговом судне нередко устанавливали две мачты. Главная мачта несла четырехугольный парус, укрепленный на рее. К нокам рея от топа мачты шли топенанты. В пространстве между реем и топенантами иногда ставили дополнительный небольшой парус. Передняя мачта, бывшая сродни бушприту, имела наклон в сторону носа, что позволяло судну плыть при боковых ветрах. Обязательным атрибутом торгового корабля служил трюм для размещения грузов. В качестве балласта использовался песок. Интересно, что еще в V в. до н. э. греки начали строить специальные транспортные суда, перевозившие лошадей.

 

Баллиста (эутютона)

Топенанты — снасти бегучего такелажа, поддерживающие реи, гики и выстрелы. В зависимости от принадлежности к тому или иному рею получают соответствующие приставки: фок-топенант и т.д.

Бушприт — наклонная мачта, выдающаяся с носа судна. Бушприт служит для отнесения центра парусности от центра тяжести судна. На больших кораблях бушприт был составным: продолжение бушприта составлял утлегарь, а продолжение утлегаря — бом-утлегарь.

Нок — концы реев, гиков, гафелей, бушприта и утлегаря.

Топ — верхний конец любого вертикального рангоутного дерева —мачты, стеньги и т.д.