История, Как Возникло Древнерусское Государство, История рода Рюриковичей, Старинные Печати, Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней, Символы и Святыни России в Картинках, Преподобный Феодосий Кавказский, Русские Святые, Как Появились Награды в России, Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград, Русские Народные Игры, Русские Хороводы, Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья, История Древней Греции, Чудеса Света, История Развития Флота, Автомобили Внедорожники, Отдых в Волгограде
Загрузка...

Меню Сайта

Главная

Как Возникло Древнерусское Государство

Русские князья период от 1303 до 1612 года

Династия Романовых

История России с конца XVIII до начала XX века

История и мистика при Ленине и Сталине

История КГБ от Ленина до Горбачева

История Масонства

Казни

Государственный Герб России: от первых Печатей до наших Дней

Символы и Святыни Русской Православной Церкви

Символы и Святыни России в Картинках

Портреты Российских Царей, Генералов, Изображения Наград

Награды Российской Империи

Русские Народные Игры

Хороводы

Русские народные Поговорки, Пословицы, Присловья

История Древней Греции

Преподобный Феодосий Кавказский

Русские Святые

Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы

Чудеса Света

Катастрофы

Реактивные самолеты и ракеты Третьего рейха

История Великой Отечественной Войны, Сражения, Нападения, Операции, Оборона

История формирования, подготовка, и выдающиеся операции спецподразделений (спецназа)

История побед летчика Гельмута Липфера

История войны рассказанная немецким пехотинцем Бенно Цизером

Мифы индейцев Южной Америки

История Развития Флота

История развития Самых Больших Кораблей

Постройка моделей Кораблей и Судов

История развития Самых Быстрых Кораблей

Автомобили Внедорожники

Вездеходы Снегоходы

Танки

Подводные Лодки

Туристам информация о Странах

Отдых в Волгограде

Парусный гигант «Грейт Рипаблик»

Географические открытия XV—XVII вв., сделанные мореплавателями на сравнительно небольших судах, но с совершенным парусным вооружением, которое позволяло идти против ветра с помощью лавировки, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие судостроения. Морская торговля .и кораблестроение стали важнейшими  отраслями хозяйства ряда европейских  государств. Начали расти и развиваться портовые города с их верфями и складами. Такие страны, как Португалия, Испания, Голландия и Англия, стали могущественными и богатыми в первую очередь благодаря морской торговле.

В XVIII в. судостроители продолжали создавать суда по заказам торговых компаний и военные корабли.

В первой половине XIX в. в связи с ростом международного товарообмена, морской торговли и морского соперничества между странами стали увеличиваться размеры и скорости судов. Для повышения скорости суда начали делать легче, с заостренной носовой частью, с увеличенным отношением их длины и ширины. В результате дальнейшего совершенствования формы грузовых парусных судов дальнего плавания появился новый тип судов — клиперы, которые обладали высокой скоростью и хорошими мореходными качествами. Клиперы служили для перевозки пассажиров и наиболее ценных грузов, например, австралийской шерсти, китайского чая и т. п. Последние так и назывались чайными клиперами.

Плавания клиперов из Китая, бывшего в те времена единственным крупным поставщиком чая, этих «божественных» листьев, не так давно полюбившихся европейцам, в Англию часто превращались в гонки, наиболее знаменитые из которых состоялись в 1866 г. Пять парусников вышли в течение суток из порта Фучжоу. Через 99 дней плавания, преодолев 14 тыс. миль, английские суда «Ариэль» и «Тайпин» встретились в проливе Ла-Манш и под полными парусами закончили гонку с разницей всего в 20 минут!

Первыми освоили постройку клиперов больших размеров с острыми образованиями американцы, родина которых была богата прекрасным и дешевым деревом, пригодным для их создания. Благодаря сравнительно большой грузоподъемности и прежде всего быстроте хода, некоторые клиперы приобрели всемирную известность. Наибольший из них — американский «Грейт Рипаблик» водоизмещением 5,4 тыс. т и длиной 98,8м. При постройке этого судна было израсходовано 3810 и 2980 куб. метров соснового леса и белого дуба, 340 т железа и 6 т меди. На постройку только одного корпуса было затрачено 50 тыс. чел. дней. На изготовление парусов общей площадью 6020 кв. метров ушло 14 тыс. погонных метров ткани.

Это четырехмачтовое судно нового типа было построено в 1853 г. в Бостоне и отбуксировано в Нью-Йорк для достройки, но пострадало во время пожара в порту. «Грейт Рипаблик» был восстановлен как трехпалубный вместо четырехпалубного с уменьшенной площадью парусности и укороченными мачтами. В истории судостроения за ним сохранились звания крупнейшего в мире клипера XIX в. из дерева и весьма быстроходного — переход из Нью-Йорка в Ливерпуль он совершил за 19 суток. Парусник ходил между Нью-Йорком и Калифорнией (в период «золотой  лихорадки»)   и  между Англией  и  Южной  Америкой.

Затем он использовался арендовавшей его Францией как войсковой транспорт во время Крымской войны и армией северян во время гражданской войны в США. Впоследствии парусник был продан одной из ливерпульских торговых компаний и получил новое название «Денмарк». Клипер затонул в 1872 г.

 

Американский клипер «Грейт Рипаблик» водоизмещением 5,4 тыс. т (1853 г.)

На клиперах было предельно усовершенствовано парусное вооружение. Вместо обычных, даже в наши дни, трех прямых парусов (в исключительных случаях — четырех) клипер нес на каждой мачте до семи таких парусов (начиная снизу): фок, нижний марсель, верхний марсель, брамсель, бом-брамсель («королевский»), трюмсель («небесный», мунсель («лунный» или небоскреб»). Кроме перечисленных, по бокам основных парусов при попутных ветрах на тонких круглых «деревах» — лисель-спиртах, выдвигавшихся вдоль рей, ставились добавочные паруса — лисели.

Загрузка...

До наших дней сохранился только один из клиперов, правда не деревянный, а композитный (железный остов, покрытый деревянной обшивкой), английский парусник «Катти Сарк», построенный в Шотландии в 1869 г. С 1957 г. он стоит в сухом доке в английском городе Гринвиче, и к нему как к памятнику века парусов открыт широкий доступ для публики.

Выше речь шла о больших судах Запада, но нельзя не сказать о достижениях судостроителей Востока. Китайские мастера из Нанкина еще в начале XV в. построили крупнейший в мире морской флот, состоявший более чем из 2000 судов. В него входила и мореходная девятимачтовая джонка «Чжэн Хэ» длиной 164 м и водоизмещением 3,1 тыс. т. Это, очевидно, самый длинный деревянный парусник.

 

Французский 120-пушечный линейный корабль «Коммерс де Марсель» водоизмещением 5,3 тыс. т (1790 г.)

Существование таких крупных судов подтверждают арабский географ XIV в. Ибн Баттута, указывавший, что видел в Китае большие суда, поднимавшие 1000 человек, и венецианский купец и путешественник Марко Поло. Доказательством существования деревянных гигантов является упоминание в хрониках о постройке в 280 г. плавучей крепости размерами 180 X 180 м для реки Янцзы и находка баллера руля длиной 11м, обнаруженная при раскопке нанкинских верфей.

По описанию Марко Поло, китайские суда того времени строили из ели, с палубой, вертикальным рулем, подвешенным в диаметральной плоскости в корме, четырьмя основными мачтами, и, кроме того, еще по две съемные мачты устанавливались в зависимости от силы и направления ветра.

О высоких мореходных качествах этих судов говорит следующий факт. Английским капитаном Келлетом в 1848 г. была куплена и приведена в Лондон через Тихий и Атлантический океаны китайская джонка «Кейинг». Это было трехмачтовое судно длиной 49 м и шириной 7,6м с грот-мачтой высотой 29 м. Особенностью джонки являлся перфорированный (с отверстиями) руль, который мог опускаться на 3,6м ниже днища судна.

Продолжая разговор о гигантских деревянных судах, следует отметить, что в России в 1879 г. была по отроена наливная баржа длиной 160 м, предназначенная для бесперевалочной перевозки нефти из Баку в Нижний Новгород. Однако она не совершила ни одного рейса и служила в Астрахани в качество нефтехранилища.

В 1892 г. американцы построили еще большее, чем клипер «Грейт Рипаблик», судно — четырехмачтовый барк «Роанок». Он имел длину 100,9 м, ширину 15 м, осадку 8,2 м и грузоподъемность 5 тыс. т.

В 1910 г. в США была построена шестимачтовая шхуна «Вайоминг», водоизмещением 8,5 тыс. т — крупнейшее деревянное судно в мире. Крупнейшими цельнодеревянными парусными военными кораблями можно считать испанский «Сантисима Тринидад» и французский «Коммерс де Марсель», построенные в 1769 и 1790 гг. соответственно.

Четырехдечный 144-пушечный трехмачтовый «Сантисима Тринидад» водоизмещением около 5 тыс. т и длиной 62,4 м был построен испанцами на Кубе. При постройке, продолжавшейся четыре года, использовались доски длиной до 25 м, а с целью повышения долговечности детали набора перед сборкой подвергались обжигу. На этом корабле были бом-брамсели («королевские» паруса) на всех мачтах и лисели на фок и грот-мачтах.

«Сантисима Тринидад» затонул от боевых повреждений через сутки после Трафальгарского сражения 1805 г., при этом из команды численностью 1115 чел. было убито 400 чел.

120-пушечный «Коммерс де Марсель» был водоизмещением 5,3 тыс. т и длиной около 64 м. Его экипаж достигал 1100 чел. Нагрузка масс этого корабля распределялась так: корпус и рангоут с такелажем — около 55%, провизия на 6 месяцев — 14, балласт — 13,5, вооружение и боеприпасы — 9,5; запас воды на 3 месяца — 6, экипаж с оружием — 3,5 %.

Возникает вопрос, почему судостроители XIX в. не могли превзойти (по размерам) суда античных мастеров. Но тессараконтера — достижение античных судостроителей — представляла собой, скорее, неподвижное здание или дорогостоящую диковинку, а парусники должны были плавать в любую часть света при любой погоде.

Уже в наши дни в 1940 г. маори в Новой Зеландии был построен обыкновенный долбленый челн — каноэ «Нга Токи Матаухаоруа» длиной 36,7 м! На этом каноэ из новозеландского хвойного дерева водоизмещением 20 т размещалось свыше 70 гребцов.