Первые ЛедоколыУчеными подсчитано, что почти пятая часть земной, поверхности покрыта льдом. Общая масса его — 27 млн. куб. километров. Льда на земле примерно в 35 раз больше, чем воды во всех реках и озерах, включая Каспийское море, Байкал и другие замкнутые водоемы. Первые паровые суда для движения во льдах были построены еще в 30-х годах прошлого столетия в Северной Америке. Гребные колеса составляли самую ненадежную часть этих судов и часто ломались. Суда подобного типа не могли бороться со льдом. Гребной винт и на этот раз помог решить проблему. В 50-х годах прошлого века винтовые пароходы «Пионер» и «Дэринг» приняли участие в поиске пропавшей в 1845 г. в Арктике экспедиции англичанина Джона Франклина. Экспедиция на судах «Террор» и «Эребус» предназначалась для поиска Северо-Западного прохода. Они доказали, насколько эффективны паровые машины во льдах. В 1864 г. кронштадтский купец Бритнев у одного из своих судов «Пайлота» — подрезал носовую часть. Именно благодаря этому новшеству маленькое судно (длина 26 м) со слабой машиной (мощность 60 л. с) продлило на несколько недель и осенью и весной навигацию между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Первый ледокол с дизель-электрической установкой был построен в Швеции в 1933г. Это был «Имер» мощностью 9 тыс. л. с, водоизмещением 4,3 тыс. т. Благодаря такой установке сразу значительно увеличилась автономность плавания ледоколов. Первое в мире надводное судно с атомной энергетической установкой ледокол «Ленин» мощностью 44 тыс. л. с. (1959 г.) Паровые ледоколы большой мощности, такие как советский ледокол «Сибирь» (бывш. «И. Сталин», построен в 1939 г.) водоизмещением 9 тыс. т., мощностью 10 тыс. л. с, с нормальным запасом топлива 1,8 тыс. т., с котлами на угольном отоплении могли находиться в море, не заходя в порт около 20 суток, а аналогичные дизель-электроходы при равном запасе топлива — вдвое больше, до 40 суток. Для Советского Союза навигация по северному пути имеет особое значение. Ведь путь от Мурманска до Владивостока вокруг Сибири составляет 5805 миль, что более чем в 2 раза короче, чем морской путь из европейской части СССР на Дальний Восток через Суэцкий канал и Индийский океан (расстояние Мурманск — Владивосток — 12 829 миль). До недавнего времени навигация по Северному морскому пути представляла сложное предприятие. Однако широкие исследования Арктики, оснащение флота новейшей техникой, постройка в 1959 г. первого в мире надводного судна с «атомным сердцем» — ледокола «Ленин» — все это облегчило плавание в сложных условиях. Трехвинтовой ледокол «Ленин» водоизмещением 17,3 тыс. т способен продвигаться непрерывным ходом со скоростью 2 уз в сплошном ледяном поле толщиной до 2,4 м. Этот ледокол мощностью 44 тыс. л. с. с тепловыделяющими элементами новой конструкции может работать без пополнения вапасов топлива 210 суток. Благодаря действиям экипажа ледокол в 1977/78 г. непрерывно работал в течение 390 сут. На ледоколе «Ленин» суточный расход топлива составляет всего 200 г (при условии, что машины работают все время на полную мощность!), т. е. около 70 кг в год. Для любого другого ледокола такой же мощности годовой расход каменного угля выразился бы числом в 2,5 млн. раз больше — 175 тыс. т! Это особенно ценно при плавании по Северному морскому пути со значительными расстояниями между топливными базами, продвижение по которому осложняют непредвиденные обстоятельства, например тяжелые льды. Наступление новой эры в полярном мореплавании ознаменовал поход атомохода «Арктика» (ныне «Леонид Брежнев») к Северному полюсу. 17 августа 1977 г. этот ледокол, пройдя сквозь тяжелые льды арктических морей, стал первым в мире надводным кораблем, достигшим в активном плавании Северного географического полюса Земли (известно, что льды в Центральном Арктическом бассейне занимают площадь около 5 млн. кв. километров. Эта площадь никогда не освобождается ото льдов).
Ровно 13 суток занял поход «Арктики» с экипажем из 171 человека и 36 членов экспедиции по маршруту Мурманск — Северный полюс — Мурманск. Было пройдено 3824 мили, из них 1200 во льдах. На 88-й параллели встретился очень прочный многолетний лед («канадец»), в результате чего скорость резко уменьшилась. В 37 милях от Северного полюса ледяной покров сомкнулся в мощный многолетний панцирь толщиной до 3—4 м на ровных участках. Атомный ледокол «Арктика» (ныне «Леонид Брежнев») мощностью 75 тыс. л. с.— первое надводное судно, достигшее Северного полюса После 15-часовой стоянки на «вершине Земли» ледокол начал пробиваться на кромку чистой воды по новому маршруту. Что же представляет собой этот покоритель полюса — крупнейший ледокол мира? Водоизмещение этого трехвинтового судна 23,5 тыс. т, мощность 75 тыс. л. с. На нем четыре палубы, пятиярусная надстройка в средней части. При наибольшей длине 148 м, ширине 28 м, высоте борта 17,2 м и средней осадке 11 он может развивать скорость на чистой воде 21 уз и преодолевать лед толщиной свыше 4 м. Корпус ледокола выполнен цельносварным из высокопрочной стали. Система набора поперечная с основными и промежуточными так называемыми ледовыми шпангоутами равного профиля. В районе наибольшего воздействия ледовых нагрузок корпус с семью поперечными переборками имеет усиленную конструкцию. Движение ледокола обеспечивается тремя двухъякорными гребными электродвигателями одинаковой мощности с частотой вращения 130—185 об/мин, питаемыми током напряжения в 1 киловольт от двух безредукторных трехмашинных турбогенераторов, мощностью по 27 тыс. кВт каждый. Генератор соединен с однокорпусной двухпроточной турбиной с частотой вращения 3500 об/мин. Масса агрегата 234 т и длина 19,2 м. Строящийся в СССР атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть» водоизмещением 61 тыс. т, мощностью 29,4 тыс. кВт (рисунок) Пар давлением 30 атм и температурой 300 °С вырабатывается двумя одинаковыми автономными блоками атомной паропроиз-водящей установки, расположенными в специальном отсеке в средней части судна. Каждый блок включает в себя реактор водо-водяного типа, четыре парогенератора, четыре циркуляционных насоса первого контура, компенсаторы объема, холодильник фильтра, вспомогательные насосы и фильтр. Реакторы установлены в отдельных газоплотных помещениях, называемых реакторными отсеками, которые имеют солидную биологическую защиту. Для экипажа ледокола предусмотрена 151 каюта, в том числе 12 блок-кают, 129 одноместных и 10 двухместных. Атомоход был заложен 3 июля 1971 г на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 26 декабря 1972 г., достройка и ходовые испытания завершены в 1974 г. С появлением атомных ледоколов условия проведения навигации на Северном морском пути изменились. Увеличился ее срок с трех до четырех-пяти месяцев, а на некоторых участках она стала круглогодичной. В Советском Союзе строился атомный ледокольно-транспортный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» водоизмещением около 61 тыс. т и мощностью турборедукторной установки 29,4 тыс. кВт, который будет способен двигаться самостоятельно во льдах толщиной до 1,2 м. Это будет судно длиной 260,3 м, шириной 32,2 м с высотой борта 19,3 м и осадкой 11,7 м. Оно сможет принять 74 лихтера грузоподъемностью до 370 т и длиной 18,3 м или 1336 контейнеров международного стандарта. По предварительным расчетам, атомный лихтеровоз доставит за навигацию столько же груза, сколько перевозят сейчас шесть-семь курсирующих в северных акваториях обычных транспортных судов. Отечественный лихтеровоз-контейнеровоз будет крупнейшим и в мире эксплуатируемым грузовым атомоходом (американское грузопассажирское судно «Саванна» стоит на приколе, западногерманский балккэриер «Отто Ган» переоборудован в дизельный контейнеровоз, а японское океанографическо-грузовое судно «Муцу» так и не совершило ни одного коммерческого рейса). В заключение следует сказать, что крупнейшим ледокольно-транспортным судном является американский танкер «Манхэттен» водоизмещением 151 тыс. т (длина 306,9 м), переоборудованный для плавания во льдах в 1968—1969 гг. Это двухвинтовое паротурбинное судно совершило в 1969 г. в сопровождении ледоколов рейс из Атлантического океана до моря Бофорта и обратно по Северо-Западному проходу. С 1970 г. танкер стоит на приколе. |